Мария Заяц-барабаец (dom_zay_lesh) wrote,
Мария Заяц-барабаец
dom_zay_lesh

Categories:

Пример разбора на пальцах

Может быть полезно музыкантам, родителям обучающихся  музыке детей и просто интересующимся глубиной явлений.  Если эта тема не ваша, смело листайте, мир я тут не спасаю)
Итак.
Помимо непосредственного преподавания мне часто присылают музыку на разбор. Иногда абстрактно "что ты скажешь об этом", иногда конкретно "сколько вешать в граммах". Мне это доставляет удовольствие, в отсутствие собственного материала это тренирует суперспособности. Мне вообще нравится оттачить, обтачивать и погружаться. На своем так чисто не получается, нужно абстрагироваться. А вот чужое (по запросу) анализировать очень удобно. Десять минут, свежее впечатление и успеть записать. а потом уже по пунктам пробежаться.
Тут надо упомянуть, что я делаю это только по прямому запросу "разбери меня".
И был у меня много лет назад случай интересный. Сейчас поймете, почему интересный. За давностью лет, анонимностью и иногородностью персонажей могу рассказать. Мама прислала сочинение сына, хотела мнение. Мама адекватная, мол, "я в восторге, но я ни разу не музыкант, что можно полезного сказать?"  А я слушаю и не могу понять, что от меня хотят.  Там минут шесть-восемь на синтезаторе. Гармония чуть меняется, звучат  мотивы на саксофоне. Знаете, примерно одно и то же, но то одну нотку приделаю, то вот так или эдак сыграю. В общем, детское домашнее музицирование.
Деликатно пытаюсь выяснить, что из этого всего сыграл тот самый сын и сколько ему лет. Может, он вообще сведение делал? Или ноты на компе вбил в редактор, а редактор это все  сыграл.  (А то был у меня знакомый, который гордился умением делать слайдшоу из готовых фото и музыки, все хотел открыть талант миру).   Оказывается, это все сделал сын - сыграл, записал и доиграл.  Ну а дальше я просто процитирую копипастом свои реплики. Самая большая работа была в том, чтобы полностью отойти от анализа произведения (о чем меня спросили) и дать незнакомому  человеку те знания, которые ему сами помогут поправить. Это тот самый случай, когда рыбу давать  вообще бесполезно, там некуда ее класть, и только самая простая удочка позволит начать двигаться.
Оказалось, что это взрослый человек (30 лет), закончивший музыкальную школу, а потом бравший уроки саксофона. Перевожу с русского на музыкальный: в дмш в принципе не стоит задачи дать вкус, чутье и вот это вот всё. Равно как и объяснить суть музыкального действа. Тысячи людей заканчивают ее, так и не поняв, что они делали. Ну а частные уроки взрослому обычно даются по запросу, то есть что попросил, тому и учат. Проблема в том, что он может не знать, чего у золотой рыбки просить. Зато взрослому человеку ищущему человеку проще разжевать, понятийный аппарат уже не детский. Тут-то и нашли меня.  Слова автора не цитирую, там примерно "охтыж", "ух ты" и "так можно было"?

"...а вообще,очень полезно слушать и анализировать чужие композиции профессиональные. прямо брать и анализировать, как развивается произведение, что именно человек там делает. на какую часть приходится кульминация (если она предусмотрена) или на какой части хочется уснуть (и не повторять ошибок автора). Как чередуются солисты, чтобы не было "борща", что они там делают и в каком порядке. Если произведение изобилует точными повторами, то анализировать, сколько их максимально, и как именно они располагаются. Самая опасная штука - это секвенция (это когда одна и та же фраза с минимальными изменениями повторяется на разной высоте). В поп-музыке прием используется часто, но очень качественно аранжируется, и тогда хорошо. В противном случае как ни крути, а получается упражнение из учебника или базовая фраза под базовый аккомпанемент синтезатора (где базовые аккорды играются одним пальцем). ну и о духовых. это инструмент дыхания. который дает волшебные возможности передать переживания с помощь мелких штрихов. человек не дышит ровно, как машина. особенно когда его и правда что-то волнует.
Если поанализировать, очень быстро приходит первоначальное понимание процесса."

"вот, кстати, пример известной песни, построенной на различный повторах. она почти классика" (и там мой пример Burke "hallelujah", хотя можно взять любое исполнение этой песни)

"эту песню легко и просто проанализировать. одни повторы, а скучной никак не назовешь. при этом она очень лаконичная при всей своей масштабности."

"Нет, это не советы. это, скажем, краткий план первого параграфа учебника по предмету. если бы был такой учебник по профилю неклассической и неджазовой музыки."

"Это было общее, теперь духовые. По духовым очень полезно не только учиться, но и анализировать. Как человек говорит? Прикидывать, что могут говорить твои музыкальные фразы. Это же не аккомпанирующий, а солирующий инструмент. То есть он не просто сам говорит, он говорит самым дорогим и важным - дыханием. И тут уже не ошибешься. Если фраза имеет вокальный характер (ну то есть похоже на пение человека, можно воспроизвести не сильно навороченным голосом), то интонация и характер (а также их отсутствие) читаются моментально. Это как человек, который говорит "бу-бу-бу" под нос.  А когда фраза повторяется, особенно важно понять, о чем именно  говорится, логично ли это повторять. Потому что можно повторять, например, любимому человеку "я тебя люблю" с интонацией "вымой,наконец, посуду", и так 20 раз, представляешь эффект?)"

"Саксофон опасен как раз тем, что он идеально близко к человеческому тембру, любую неосмысленность сразу слышно.

И прекрасен тоже)

Альт к мужскому и женскому, тенор и баритон к мужскому.  Обозначения - то у них также голосовые. (Сопрано-саксофон в наших краях встречается редко)) это не альфа-балалайка"

"Есть чудесная тема, джазовый стандарт "shadow of your smile"("тень твоей улыбки") Наиболее востребована именно у саксофонистов. Там волшебный спокойный вдохновенный рассказ саксофона о любимой. Несложный такой, очень мужской, о главном. Когда мужчина в мечте такой весь, что даже высказать не может, тык-мык, а душа плывет. Это разговор на всех языках сразу.  Настолько понятный, что тему растащили во все стили) и знает её каждый второй. Даже если не знает, что это такое за музыка, но хоть разик-то слышал."

"Я даже не пела "shadow of your smile" ни разу, хотя и была в неё влюблена. Не получилось так по-мужски - взглядом выразить и несколькими словами. "Чтобы вот он так как посмотрел и ууууххх, она сразу сама все придумала)" все-таки тема оказалась слишком мужской для меня.

Нет, это не я, это музыка красивая, а я просто пишу по ее красивым следам."

Вот примерно так легче понимать основы основ, выстраивать сам принцип отношения. Этого нет в учебниках. Если юный человек сразу сам от природы это понимает, то это примерно равно талант. Поэтому вопрошать, почему не объяснили, не стоит. это как в университете не учат писать палочки (если ты не художник). Но это можно перенять, если есть запрос.
Вроде бы по умолчанию ясно, что в музыке есть смысл, идея, чувство, а не просто банальное сочетание звуков, но на деле это для многих эврика.

Бонусом  немного неудобно себя чувствуешь, когда взрослый опытный музыкант тебе с серьезным видом эврику выдает. Что это, например, его разработка. Блииин, чувак, ну супер. Догадался!
Один такой мне рассказал, что услышал в голосе ударные! (Видимо, уши позволили наконец ощутить пульсацию) и теперь ему срочно надо об этом поведать миру!!! авторский мастер-класс, не иначе. Вот тут-то и пригождаются знания и историография вопроса. Чтобы понять, таки 2х2 - это твое супергениальное открытие или просто шаг на пути познания.  Причем шаг хороший, а вот на открытие не тянет.
На этом многие ломаются. Реально думают, что "сам додумался" - это прям окончательный огонь, и теперь цветы к ногам до конца дней. На самом деле это прекрасное начало. Додумался - это то самое "Зарррработало!" из Простоквашина.

Tags: музыка
Subscribe

  • Мои избирательные котики

    Муж звонит из города. Они вечеряют с котом, кот ест с его рук финик. Довольный, будто съел мышь. Из миски не будет, только с рук. Кукуруза, яйцо в…

  • Хроники Аши и Дю

    Дочь: ЯИцы - это фирменное слово. Через "и" под ударением Дело в том, что в доме слово "яйца" почти не употребляют, а в рецептах фигурируют 4-5 яиц.…

  • Аша о вкусе и цвете

    - Мама, я похожа на тебя, я тоже люблю белый цвет. А Вика похожа на меня, она тоже любит розовый. А я люблю светло-зелёный. И желтый. Фирменные…

Buy for 30 tokens
Я вокальный тренер. Расскажу вам о западных техниках, научу быстро и качественно, наведу порядок в знаниях, сэкономлю вам кучу времени и денег. Пишите вопросы - отвечу.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments